Финансирование мусульманских учебных заведений Елабужского уезда. 1908 год
…Еще тяжелее было финансовое положение мектебе и медресе. Только наиболее прогрессивные земства могли позволить себе внебюджетное финансирование инороднических учебных заведений. Елабужское земство с 1906 года выделяло на содержание медресе и мектебе 1000 рублей[61] . Для сравнения напомним, что на содержание одной Танаевской двухклассной церковно-приходской школы выделялось 500 рублей в год, а на Елабужскую женскую гимназию – 4000 рублей. По подсчетам мулл Елабужского уезда для нормального функционирования мектебе и медресе требовалась намного большая сумма. Заявляя свой протест, муллы неоднократно обращались к земскому собранию с различными финансовыми ходатайствами. Обобщив содержание данных просьб в 1907 году управа подготовила для земского собрания сводный доклад по данному вопросу. Согласно данному докладу мулла д. Тойгузино Кураковской волости Хабибрахман Шагимухаметов просил у земства на 1908 год сумму в 100 рублей, мулла д. Кучково Гатаулла Ягудин – 241 рубль, мулла д. Табарли Шагихайдар Бикчурин – 156 рублей 50 копеек, мулла д. Терси Мансуров – 150 рублей и т.д[62] .
На следующий год указанные муллы запросили еще большие денежные средства. Например, Гатаулла Ягудин попросил сумму в 405 рублей, а Шайхадар Бикчурин -228 рублей[63] . Однако требования эти земство выполнить не смогло. Вместо необходимых 405 рублей Ягудин получил 130 рублей, а Бикчурин – 60 рублей[64] .
Сумма в 1000 рублей, выделяемая земством на содержание медресе и мектебе, была настолько мала, что для ее грамотного распределения потребовалось создание отдельной комиссии, которая при назначении денежного пособия должна была учитывать все индивидуальные особенности финансируемого учебного заведения. Данная комиссия, получившая название «Специальной комиссии по распределению и выдаче средств на приобретение учебных пособий и содержание медресе и мектебе», была создана земством в 1908 году. В состав комиссии вошли гласные Елабужского уездного земского собрания купец второй гильдии Ахмат-Шакир Зайнутдинович Заитов, князь Чингиз Измаил бек Ахматгиреевич и имам Елабужской мечети Закий Хузяханов. Итоги работы комиссии выглядели следующим образом: мулла д. Салауши Габдулнур Азитдинов получил на содержание мектебе 60 рублей, мулла д. Терси Мансуров – 60 рублей, мулла д. Кучково – Гатаулла Ягудин – 130 рублей, мулла д. Альметьево Хуснутдин Назиров – 70 рублей, мулла д. Старый Юраш Шагимардан Файзуллин – 60 рублей, мулла д. Морты Масагутов – 130 рублей, мулла д. Битково Халлимул Сафаргуллин-60 рублей, мулла д. Абалач Закир Илатов – 60 рублей, мулла д. Рамаево Якуб Халитов – 60 рублей, мулла г. Елабуги Закий Хузяханов – 130 рублей[65] . С созданием «Специальной комиссии» финансовые проблемы не были разрешены полностью, и по-прежнему остро ощущался недостаток средств финансирования учебных заведений для населения нерусской национальности.
Просьбы мулл продолжали поступать в Елабужское уездное земское собрание. На заседании земского собрания 2 октября 1908 года гласными был поставлен вопрос о «преобразовании мусульманских медресе и мектебе в нормальные начальные училища с программами установленными для земских школ»[66] . В этом случае земство могло ассигновать их на общих основаниях. Однако подобные нововведения грозили полной ликвидацией национального образования в уезде. Прекрасно это осознавая «гласные-мусульмане (А. Заитов, князь Чингиз, А. Музафаров, Н. Мухитов) высказались против, желая сохранить существующее положение дел и потребовали на 1909 год вновь выделить 1000 рублей»[67] . Таким образом, проблема недостаточного финансирования мусульманских учебных заведений Елабужского уезда земством решена не была. Нам видится, что для решения данной серьезной проблемы были необходимы корпоративные действия государственных учреждений, выборных органов местного самоуправления, частной инициативы.
Характеризуя общее состояние мусульманских учебных заведений края управа отмечала, что «медресе и мектебе влачат жалкое существование: нет необходимых пособий, не хватает средств на наем сторожей и если бы не частные пожертвования учителя были бы поставлены в совершенно критическое положение»[68] .
Основными жертвователями на нужды национального образования в крае являлись татарское дворянство и купечество. Древние традиции благотворительности, прочно утвердившиеся в мусульманстве, были широко представлены и среди татарского купечества XIX-XX веков. Самым ярким примером в этом отношении является филантропические стремления татарского купечества Казанской губернии. Например, на средства казанского купца миллионера Ахмада Хусаинова было построено 30 каменных мечетей в разных городах и селах Казанской и Оренбургской губерний и основано около 50 медресе, не считая тех в строительстве которых, купец принимал долевое участие[69] . В целом же по словам современного исследователя Р.Р. Салихова «почти каждый мусульманский купец первой и второй гильдии за свою жизнь строил или ремонтировал по нескольку десятков мечетей, как в городах, так и в селах губернии»[70] . Не являлось в этом отношении исключением и татарское купечество Елабужского уезда Вятской губернии. Во-первых, оно принимало активное участие в общей работе земства в сфере мусульманского образования, подтверждением чего является деятельность А. Заитова и князя Чингиза в «Специальной комиссии». Во-вторых, широко была представлена и частная инициатива, которая выражалась не только в постоянных денежных пожертвованиях, упоминаемых Елабужской управой, но и в более значительных формах.