В Мортах мой дом родной

Меню сайта
Категории раздела
новости села [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Из истории формирования топонимической системы Елабужского района

 

Географические названия отражают исторические, экономические, лингви­стические условия формирования народа и его культуры. Они издавна привле­кают внимание географов, историков, археологов и других специалистов. Сре­ди географических названий важное место занимают топонимы (гидронимы, ойконимы, оронимы и др.).

Топонимическая система Елабужского района формировалась в течение дли­тельного времени в сложных историко-географических и лингвистических ус­ловиях, поэтому она неоднородна по своему происхождению и времени воз­никновения.

Предварительное изучение топонимии и гидронимии Елабужского района позволяет выделить следующие лингвистические пласты: славянский (рус­ский), тюркский (булгаро-татарский), финно-угорский (марийский, удмуртс­кий). Среди финно-угорского пласта выделяются угро-самодийские элемен­ты, сохранившиеся в основном в гидронимах и отнонимах.

По мнению ученых, удмуртский пласт является наиболее древним. Он пред­ставлен в ойконимах, гидронимах, в названиях улиц, джиенных округов, клад­бищ. В настоящее время удмуртских населенных пунктов в Елабужском райо­не нет. Удмуртские названия носят ряд населенных пунктов с татарским и рус­ским населением. Удмуртскими по происхождению являются названия сёл Морты (тат. Морт), Большой Шурняк, Малый Шурняк, Сентяк и др.

Славянодоский пласт

Значительное место в топонимии (гидронимии, ойконимии, оронимии) Ела­бужского района занимает славянский (русский) пласт. Он является самым поздним, "молодым" по времени возникновения, ибо появился только после присоединения Казанского ханства к Русскому государству. В конце XVIII века количество русского населения увеличивается в восточных районах Среднего Поволжья (не исключение в этом отношении и Елабужский район).

Елабужский уезд заселялся в основном выходцами из верхневолжских гу­берний, а также со стороны Перми и Вятки, о чем свидетельствуют топоними­ческие параллели на территории Елабужского и других уездов Вятской и Ка­занской губерний, фамилии русского населения города Елабуги и района: Двинянин, Пермяков, Москвитин, Вотяков, Перминов, Уфимцев, Тойминцев, Пестерников, Новгородцев и др. Об этом же говорят, на наш взгляд, языковые особенности русского населения Елабужского района. Существование таких топонимических параллелей, как Казыли Елабужского и Пестречинского рай­онов Республики Татарстан, названия речек Каринка, Шаран, Шурминка в Елабужском районе, на территории Удмуртии и Кировской области указывает места, откуда переселилось русское население деревень Елабужского района.

Согласно сообщению составителей справочника "Материалы по статисти­ке Вятской губернии" (т.6, вып.2. Вятка, 1890), "починок Качка имел название Альнецкий при речке Альна, и починок основан в 1848 году переселенцами Нолинского уезда Вятской губернии при верховье речки Альнск". Примерно в то же время основаны починки Нижний Коюльничий, Верхний Коюльничий, 1 -й Нолинский, Русский Ахтиял, Татарский Ахтиял, Марийский Ахтиял (Их-тиял) Менделеевского района.

Появление этих ойконимов (названий населенных пунктов), одинаковых с соответствующими топонимами Малмыжского, Котельнического, Уржумско­го, Нолинского и Яранского уездов Вятской губернии относится к XVII-XIX векам [1,с.125-126].

О позднем появлении русского населения на территории Елабужского рай­она говорит тот факт, что часть русских населенных пунктов носит татарские, марийские, удмуртские, угро-самодийские названия. К ним мы относим Ка­зыли, Чирши, Танайка, Черенга, Русский Шурняк, Русский Дюм-Дюм, Армалы, Сарали, Тарловка, Сентяк, Анзирка, Умяк, Качка, Уразбахтино (бывшее название д. Колосовка) и т.д.

Отдельные названия финно-угорского происхождения являются следами миграции русского населения из более северных уездов Вятской губернии. К ним можно отнести названия русских деревень Альнецкий (Качка), Анзирка, Дюм-Дюм, названия рек Каринка, Шурминка, Шурма, Шаран, которые легко связываются с названиями Заовражная Шаранга, Шурминская, Энзеринская волости Вятской губернии, Шаран, Шурминка, Каринка — на территории Кировской области и Удмуртии.

К русскому пласту относятся, например, названия следующих населенных пунктов: Колосовка, Свиногорье, Котловка, Костенеево, Поспелове, Мальце-во, Луговой поселок, Мишка-овраг, Лекарево, Яковлеве, названия водных объек­тов, в основном озер: Воложка, Исток, Перейма, Подсоборное, Подборное, Брод, Запесочье, Окуневое, Щучье, Сомовка, Ржавка, Плоское и др.

Большинство наименований озер вполне прозрачно, мотивировано и легко поддается этимологизации.

Тюркский пласт

К тюркскому пласту относятся названия населенных пунктов, в которых проживает или раньше проживало, татарское население (например, Алабуга, Салауч, Утеганово и др.). К ним можно отнести: Атау, Куюково (тат. Коек), Ядыгерово (тат. Ядегэр), Альметьево (Илмэт). К тюркскому пласту мы от­носим и названия тех населенных пунктов, в которых проживает русское насе­ление: Танайка (Танай), Армалы, Тарловка (Тарлау), Сарали (Сарайлы), Казыли (Казиле), Чирши (Чыршы) и др.

Данный пласт является относительно древним. Татарское (булгарское) на­селение начинает появляться на территории Елабужского района еще в эпоху Булгарского государства. Так, например, Елабуга (Алабуга) существовала еще в эпоху Булгарского государства. Об этом свидетельствуют археологические памятники булгарского типа. Это — Елабужское городище, Танайские наход­ки. В это число входят и могильники булгарского времени в старой Елабуге. Кроме того, погребение эпохи средневековья было случайно раскопано в рай­оне общежития Елабужского пединститута (усадьба К.Ф.Елизова). В области височной кости погребенного торчал железный наконечник стрелы. Очевид­но, воин погиб в бою. Погребение сопровождалось плоскодонным горшком домонгольско-булгарского времени. Источники сообщают о существовании города Елабуги еще в эпоху Булгарского государства, "который разорен вмес­те с Булгаром господином Мир-Тимуром [2].

В основном татарское население появляется на современной территории Елабужского района в эпоху Казанского ханства. По данным писцовых книг, в эпоху Казанского ханства отмечены всего четыре населенных пункта: Елабуга -Алабуга, Морлы-Морпгы, Умяк, Шурня-Шурма [3]. Населенные пункты Старый Юраш, Дюм-Дюм, Ядыгерово, Куюк, Альметьево в данном источнике не указаны.

Татарское население дд. Салауч, Атау, Альметьево (Илмэт), по нашим данным, переселилось на современную территорию обитания из современ­ного села Салауч Балтасинского района. Что касается татар дд. Альметьево (Илмэт), Татарский Дюм-Дюм, то они также переселились из тех же мест, откуда переселились татары дд. Салауч, Старые Юраши "после Казанского взятия". Заслуживает внимания и то, что деревня Салауч и река Илмэт бас­сейна реки Арбаш расположены недалеко друг от друга на территории Бал­тасинского района Республики Татарстан [4, с.49]. Деревня Илмэт (Альме­тьево), по данным источников, выделилась из Старого Юраша; деревни Куюк (Коек), Ядыгерово (Ядегэр) выделились из Старого Юраша соответственно в 1815 и 1800 годах [5, с.64].

Документальными данными относительно возникновения русских деревень Чирши (Чыршы — "еловый лес"), Тарловка (Тарлау - "вспаханное поле, речушка, протекающая в узком отроге"), Армалы (от татарского эрэмэ, урема - "место, поросшее кустарником"), мы не располагаем. По-видимому, до появ­ления русского населения в них жили татары. Примечательно, что д.Колосов-ка носила название "Разбахтино, Уразбахты — при впадении речки Балыхчи в р.Танайку".

Финно-угорский пласт

Территория Елабужского района была заселена финно-угро-самодийскими племенами еще до появления булгаро-татарского населения.

Появление топонимов марийского происхождения на территории Елабуж­ского района связано с миграцией марийцев на данную территорию в XVI-XVII веках из бывших Казанской и Вятский губерний. Марийский пласт в топонимии Елабужского района обнаруживается в основном в ойконимах и гидронимах. Среди них встречаются чисто марийские и гибридные.

К топонимам марийского происхождения относятся следующие названия.

Айталан — ойконим, в селе проживают татары-кряшены. Ойконим состоит из компонентов: мар. ото "маленький лес, роща" + тюрк, алан "поляна", т.е. роща в поле, среди поля. Относительно этимологии топокомпонента Аты су­ществуют два противоположных мнения. Г. В. Юсупов считает топоним Аты идентичным с племенными названиями киргизов ада, казахов адай, туркменов ата [6, с.226]. Г.Ф. Саттаров [7, с.58-59], Н.Б. Бурганова [8, с.48], Ф.Г. Гарипова [9, с.57] связывают топоэлементЛдаы с мар. ото "маленький лес, роща".

Атиаз — название деревни крещеных татар. По мнению Н.Б.Бургановой, название образовалось из марийского ото + тюрк, йаз "поле". Компонент Аты, как мы увидели выше, можно связать с древнемарийским ото "роща". Топо-формантЛ/яы участвует в образовании многих ойконимов и гидронимов Арско-го, Сабинского, Нижнекамского и Елабужского районов Республики Татарстан.

Куклюк — название марийского села. Неофициальное название—Куклым. Куклюк — сложный ойконим, состоит из двух компонентов: мар. куп (болото) + лук (угол), т.е. угол болота. Название дано по рельефу местности.

Марийцы переселились в Куклюк, по всей вероятности, из современного села Кетяк Малмыжского района Кировской области, о чем напоминает на­звание одной из улиц села Кетяк.

Дюм-Дюм (тат. Дюм-Дюм): Татарский Дюм-Дюм, Русский Дюм-Дюм. Ос­нователями деревни Татарский Дюм-Дюм были, очевидно, марийцы. Татарс­кое население, по рассказам местных старожилов, переселилось из соседней деревни Большой Шурняк. Первоначально деревню, по всей вероятности, ос­новали марийцы из деревень Тюм-Тюм Уржумского и Малмыжского уездов Вятской губернии. Примечательно, что среди татар д.Татарский Дюм-Дюм сохранились марийские роды.

Юраш — топоним имеет широкое распространение в Елабужском районе, а также в соседнем Граховском районе Удмуртской Республики. Топоним Юраш представлен гидронимом Юрашка и названиями деревень: Старые Юраши (Иске Юраш), Сосновые Юраши, Вотские Юраши, Верхние Юраши. Пере­численные ойконимы гидронимического происхождения. Большинство иссле­дователей считает, что топоним Юраш восходит к марийскому ераш "малень­кое озеро, лужа, ручей" [10, с.223]. Топоформант ер принимает активное учас тие в образовании топонимов не только марийского, но и других финно-угорс­ких языков [11,с.7].

Муктумер - левый приток р.Юрашка, состоит из двух топооснов: мухто "пескарь, маленькая рыба" + энер "река" [12, с.31, 38].

Возможно, марийского происхождения и название речки Чекчемир - пра­вый приток р.Юрашка.

Удмуртский пласт, по мнению большинства исследователей, является наи­более древним в хронологическом отношении. Южноудмуртская группа удмур­тского населения занимала южную часть Камско-Вятского междуречья, вклю­чая бассейны рек Ижа и Тоймы. Топонимы (в основном ойконимы и гидрони­мы) удмуртского происхождения на территории Елабужского района обнару­живаются в названиях населенных пунктов, в которых в настоящее время про­живает татарское, русское и марийское население. Удмуртских деревень в Ела-бужском районе нет. Отсутствие удмуртских населенных пунктов объясняется тем, что часть удмуртов правобережья Вятки и района Красный Бор — Елабуга была вынуждена уйти под натиском булгар в более северные районы, а часть, несомненно, осталась на прежнем месте, что привело к утере ими экономичес­кой и политической самостоятельности и частичной ассимиляции. Присутствие булгарского (татарского) населения в этом регионе подтверждается археологи­ческими памятниками (селищами, городищами и могильниками) булгарского происхождения, в частности на территории города Елабуги и его окрестностях.

По-видимому, таковыми "обулгарившимися потомками удмуртов" явля­ются некоторые жители деревень Большой Шурняк, Малый Шурняк, Утега-ново и др.

К удмуртскому (пермскому) пласту мы относим названия следующих насе­ленных пунктов и гидронимов. Следует отметить, что большинство ойкони-мов удмуртского (пермского) типа по происхождению являются отгидрони-мическими, т.е. произошли от названий водных объектов.

Морты (тат. Мурты, Мурт). Село существовало еще в эпоху Казанского ханства. Имеется несколько предположений относительно этимологии ойко-нимаМорты. Проф. Г. Ф.Саттаров [13, с.28] считает, что название села проис­ходит от "морт " {мурт — человек). Ойконим Мурты мы связываем с удмур­тскими (пермскими) лексемами мур "глубоко//глубокий", мурдала "глубина" [14, с.288] + ты "озеро".

По рассказам местных старожилов, село Морты находилось западнее со­временного села у большого водоема (озера). Топонимическая параллель пред­ставлена и на территории Пермской области. Мурты "глубокое озеро" [15, С.38-41]. Ср. также коми мурдла "глубина" [16].

Этимология названий Большой Шурняк (тат. Олы Шурняк), Малый Шур­няк (Кече Шурняк) достаточно прозрачна, удм. шур "речка"+нлж "лог, овраг, лощина, балка" [17, с.309]. Компоненты шур "речка" и нюк "овраг" широко распространены на территории Удмуртии и Кировской области.

Сентяк (Покровское) - ойконим, название русского села на берегу Камы. Существовал еще один населенный пункт Старели Сентяк недалеко от Боль­шого Шурняка. Ойконим Старый Сентег отмечен в Завьяловском районе Уд­муртии [18, с.85]. Топоним Сентяк связан, по всей вероятности, с названием населенных пунктов: пос. Сенда, дд.Верхняя Сенде, Мари Сенде в Мари Турек-ском районе Мари Эл [19, с. 111]. В топониме выделяется три компонента: топо-основа коми сен "лощина, ложбина, заливаемая водой во время половодья" + топоформант (да-де) + топоаффикс ег (яг) пермского происхождения. Следова­тельно, ойконим Сентег, Сентяг отгидронимического происхождения.

Топонимы удмуртского происхождения представлены и названиями рек и речек, озер. К ним можно отнести:

Курья - название озера-залива на Танайских лугах. Гидроним означает "залив, заводь". Ср. коми-зырян, коми-пермяк курья "заводь", "залив в реке, в озере" [20, с.56].

Каринка - речка бассейна Тоймы. Восходит к удмуртскому кар "гнездо", городище, уездный или губернский центр. Топооснова кар является общепер­мским. Ср. например: коми кар "город, городище", общепермское кар "горо­дище, укрепленное место, место жилья коллектива" [21, с 119]. Ср. также Ку-дымкар, Сыктывкар, Ижкар (Ижевск), Иднакар.

Мортовка - название речки в с.Морты. Ср. удм. мур "глубокий, глубоко" + удм. ты "озеро".

Шаран - речка, протекающая через деревни Малая и Большая Тарловки. Гидронимы Шаран, Шурма отмечены на территории Кировской области, Ма­рий Эл, Республики Татарстан, Башкортостана.

Тутан - озеро на левом берегу р.Вятка. Гидроним состоит из гидроосно­вы тод/туд/тыд "сырое место, где протекает ручей, заросшее кустарником и елками" (туту/тутж "молодая поросль лиственного леса") + ан/ин - суф­фикс, обозначающий место в пермских языках [22, с.75].Ср. тутшар "болот­ное место с лесом" недалеко от ст.Агрыз Республики Татарстан.

Салмачи - название озера на берегу р.Тойма в г.Елабуга. Топонимическая параллель представлена ойконимом Салмачи//Салмачы нар.Ноксе (левый при­ток р. Казанки) Лаишевскою района Республики Татарстан. Восходит, по-ви­димому, к фин. $Ита, карел. 8пта, эст. зпт, морд. 8е1те, саам "глаз" и диал. рус. Чилема "безлесное топкое моховое болото" [23, с. 155].

Среди финно-угорского пласта топонимии Елабужского района выделяют­ся угро-самодийские элементы, сохранившиеся в основном в гидронимах и ойконимах. Об участии угро-самодийцев в этногенетических процессах Вос­точного Предкамья свидетельствуют исторические, топонимические и архео­логические материалы. О пребывании угро-самодийского населения в Вос­точном Предкамье свидетельствуют археологические материалы Тураевского могильника и Елабужского городища, а также Луговского могильника УИ-Х вв. до н.э. Так, при раскопках Елабужского (Чертова) городища в 1991 году обнаружены керамические материалы чияликского и постпетрогромского типов, которые, по мнению археологов, связаны с угро-самодийским миром. Очевид­но, это немногочисленное население впоследствии растворилось среди мест­ного финно-угорского населения. Скорее всего, оно было ассимилировано праудмуртским населением.

К угро-самодийским элементам на территории Елабужского района мы от­носим следующие ойконимы и гидронимы:

Умяк - название реки бассейна Вятки и села Умяк. Состоит, по-видимому, из мансийскогоум/ом/ым в значении "река, речка" [24, с.78-79] и суффикса ег/ ек/йаг общепермского происхождения. Топооснову -ым, -им, -ум исследовате­ли считают угро-самодийским [25, с. 127; 26, с. 162, 167; 27, с.216-220]. Следу­ет отметить, что большинство географических названий на -ым, -им находит­ся в Западной Сибири, "на территории обитания обских уаров и что в восточ­ную Европу они были привнесены западносибирским, скорее всего, угорским населением" [28, с. 137].

Килим - название речки в д.Морты: "Морты при речке Мортовке и Кили­ме" [29]. Можно сопоставить с мансийским хи1ет I хантыйским хогет "место нерестилища" [30, с. 145].

Черенга - название русской деревни на коренном левом берегу Вятки. Со­стоит из двух гидрооснов: перм. чер "приток" [31, с. 193] + самодийск. инга/ анга "рукав реки, протока". Гидроним анга "приток" характерен для селькуп­ского языка [32, с 264]. Оба компоненга активно употребляются на террито­рии Удмуртской Республики и Пермской области.

Рассмотренные угросамодийские элементы свидетельствуют о том, что часть угро-самодийского населения проживала и в Восточном Предкамье вме­сте с пермским (возможно, и булгарским) населением, которая затем вошла в состав удмуртского этноса, т.е. угро-самодийцы принимали участие в этноге­незе удмуртов, а также приняли участие в этническом взаимодействии с бул­гарами-татарами. Проживание отдельных племен угро-самодийцев подтвер­ждается и данными археологических раскопок как прежних лет, так и произ­веденных с 1991 года по настоящее время на Елабужском городище.

Таким образом, территория Елабужского района до появления булгаро-та-тарского (примерно с X века) и русского (в ХУ1-Х\ТП вв.) населения в древно­сти была заселена древнепермскими (в основном удмуртскими) и частично угро-самодийским племенами. Последние, надо полагать, вошли в состав (как об этом было сказано выше) древних удмуртов и принимали участие в форми­ровании топонимической системы Елабужского района.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наши сайты
  • Сайт на татарском
    "Тамырлардан безне табарлар"
  • Агротуристический комплекс "MIRAS"
  • Морты-самое лучшее село на свете!
  • Новости Елабуги

  • Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz